Цви Миркин: Свободные общества гораздо сильнее тоталитарных
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
Новости региона
Читальный зал
    Мировые новости Наша деятельность Комментарии и анализ
      Мониторинг ксенофобии Контакты
        Наиболее важные новости

          Читальный зал

          Цви Миркин: Свободные общества гораздо сильнее тоталитарных

          Цви Миркин. Фото предоставлено автором

          Цви Миркин: Свободные общества гораздо сильнее тоталитарных

          17.07.2014

          Вторую неделю продолжается вооруженный конфликт, который начался с обстрелов боевиками ХАМАС Израиля; только сегодня утром с территории сектора Газа по израильским городам было выпущено восемь ракет. О том, как Израиль проводит операцию «Нерушимая скала» и собирается обеспечивать безопасность своих граждан в будущем, «Снобу» рассказал официальный представитель министерства иностранных дел Израиля Цви Миркин.

          — Вчера утром Израиль в одностороннем порядке согласился на перемирие, предложенное Египтом, но ХАМАС продолжил обстрелы израильской территории, и израильская армия после нескольких часов нанесла ответный удар. Чем закончится операция «Нерушимая скала»?

          — Полностью уничтожить ХАМАС в ходе короткой операции невозможно, но, во-первых, подобные атаки – это серьезный ущерб инфраструктуре. Ведь чем больше и сложнее становится организация, тем проще нанести ущерб инфраструктуре. Сейчас наносится ущерб арсеналам, складам боеприпасов. С каждым днем у ХАМАС все меньше возможностей для террора. У руководителей ХАМАС возникают проблемы со связью, и они понимают, что возможности противника по отслеживанию систем связи большие, и чтобы не стать мишенью, им приходится по минимуму пользоваться связью, и это затрудняет руководство боевиками.

          — Израильская армия несколько раз перехватывала корабли с оружием для Газы, но вооружение ХАМАС становится совершеннее и радиус действия ракет все больше.

          — Всю контрабанду перехватить невозможно, к тому же Израиль не контролирует границу между Египтом и сектором Газа. Насколько я понимаю, то, что у ХАМАС есть ракеты, способные долететь до Тель-Авива, не стало особым сюрпризом для военных, но как минимум 90% ракет, которые шли на населенные пункты, были перехвачены в воздухе.

          — Израиль постоянно оказывается в ситуации цугцванга: он не хочет жертв среди мирного населения, он готов выполнять все свои обязательства, достигнутые в ходе переговоров, но ХАМАС все равно обстреливает израильские города и размещает пусковые установки в жилых кварталах. Ответный удар Израиля приводит к жертвам среди мирного населения.


          — Выход есть, но его очень сложно найти. Удары Израиля направлены против боевиков ХАМАС. В некоторых случаях, когда очевидно, что может пострадать мирное население, приходится отменять военные операции – два дня назад министерство обороны опубликовало ролик, в котором летчик, увидев детей на месте, куда он наводит ракету, сообщил на командный пункт об отмене атаки. Кроме того, повышается технологический уровень вооружения и точность, используются системы оповещения вплоть до звонка в дом с предупреждением о предстоящей атаке. Когда наши критики говорят, что жителям Газы дается всего несколько минут, чтобы покинуть здание, на это можно ответить только одно: у жителей Сдерота есть только 15 секунд. К сожалению, свести этот риск к нулю невозможно и всегда есть вероятность ошибки, что и приводит к жертвам. Кроме того, население в Газе используется в качестве живого щита. Как недавно сказал премьер-министр Нетаньяху, «разница между ХАМАС и нами в том, что мы используем оружие для защиты мирных граждан, а они используют мирных граждан для защиты своего оружия». Мы прекрасно понимаем неизбежность имиджевого риска. Израиль старается уменьшить ущерб, наносимый мирному населению, не только в плане снижения потерь. Израиль продолжает поставку воды и электричества – на юг сектора Газа сейчас электричество не поставляется, но только потому, что хамасовская ракета попала в линию электропередач. Израиль не препятствует доставке гуманитарной помощи. Мы не воюем с мирным населением, мы прекрасно понимаем, что оно точно так же страдает от ХАМАС.

          — Военный конфликт с ХАМАС накладывается на еще одну важную проблему – кампанию BDS (Boycott, Divest, Sanctions). Что Израиль делает, чтобы противостоять этой кампании? Насколько она вредит имиджу Израиля?


          — Как ни странно, не очень вредит. Это достаточно маргинальное направление. Мы не игнорируем кампанию BDS, понимаем, какие проблемы это может вызвать в будущем, но пытаемся этому противостоять на уровне дипломатов и общественных деятелей. Пока кампания – удел маргинальных политических сил и на экономические связи Израиля никак не влияет. Она не пользуется поддержкой правительств ни в одной из стран – партнеров Израиля. Да, возможности Израиля в пропаганде меньше, чем у оппонентов, ведь Израиль, в отличие от наших противников, свободное общество, и правительство не может дать указание всем гражданам встать на одну позицию. Есть израильтяне, которые резко против операции в Газе, и никто не запретит им высказывать свои взгляды. Это ослабляет наши пропагандистские возможности, но свободные общества гораздо сильнее тоталитарных. Так что мы противостоим BDS, но делаем это так, чтобы наши усилия не вступали в противоречие с базовым принципом свободы слова. Если кто-то не любит Израиль, он имеет право об этом свободно говорить. Мы вовсе не ожидаем, что весь мир будет биться в экстазе при упоминании нашего государства.

          — В отличие от предыдущих конфликтов в секторе Газа, мы видим куда более сдержанную реакцию западных политиков и массмедиа на действия Израиля, которые все больше вызывают понимание.

          — Тут важны две вещи. Во-первых, постоянная деятельность Израиля по разъяснению своей позиции политикам, массмедиа, общественным деятелям. Посольства работают очень интенсивно, потому что израильская дипломатическая служба очень маленькая: вместе с центральным аппаратом в Иерусалиме и в почти 100 представительствах за границей чуть меньше 1000 дипломатов. Во-вторых, от ХАМАС устали все. Очевидно, как ХАМАС себя ведет, как относится к собственному населению, что он недоговороспособен. Они пришли к власти в 2005 году под лозунгами наведения порядка и борьбы с коррупцией. Порядка больше не стало, с коррупцией ситуация не улучшилась, но при этом появились транслируемые в интернете публичные расстрелы обвиняемых в сотрудничестве с Израилем. Мирному населению Газы несладко. ХАМАС не подпускает обычных жителей Газы к гуманитарной помощи. Это всем видно, и понимание того, что такое ХАМАС, ширится.

          — Конфликты, которые начинаются с обстрелов Израиля с территории сектора Газа, случаются раз в несколько лет и проходят по одной схеме: жесткий ответ Израиля – давление мирового сообщества – прекращение боевых действий. Потом все начинается снова. Есть ли политическое решение у этой проблемы?

          — Я бы разделил возможное решение на две части, тактическую и стратегическую. Тактически – нанесение максимального ущерба боевому потенциалу ХАМАС и максимальное затруднение восстановления боевого потенциала. Сейчас, в ходе этой операции, Израиль чувствует себя увереннее, чем в ходе двух предыдущих, потому что с самого начала большая часть держав выразили понимание тому, что мы делаем. Никто не думал ставить под сомнение права Израиля на самооборону. Конечно, не все нас хвалят, но мы и не ожидали всеобщей похвалы. Позиция международной прессы достаточно взвешенная, потому что мир увидел, что такое ХАМАС. Мы находимся в парадоксальной ситуации. Израильское правительство очень много вкладывало в защиту населения, начиная от строительства новых убежищ, улучшения старых и заканчивая развитием системы «Железный купол», которая становится лучше и второй раз подряд показывает свою эффективность. С одной стороны, это хорошо, у нас жертвы и разрушения минимальные, с другой, в отличие от ХАМАС, мы не можем показывать картины жертв и разрушений. И сразу возникает впечатление, что Израиль страдает меньше. Но нам защита своего населения куда важнее, чем пиар.
          Во-вторых, как сказал один из наших политиков, «мы не должны извиняться, что вкладываем гораздо больше средств и усилий в защиту своих граждан, чем это делает вторая сторона». Мы разъясняем свою позицию на всех уровнях: это встречи премьер-министра, общение дипломатов с журналистами и общественными деятелями. Нам важно расширить понимание того, что мы делаем. Конечно, радикалов, которые считают, что Израиль – это раковая опухоль на теле Ближнего Востока, нам не убедить, но нам важно проинформировать тех, кто хочет разобраться в ситуации. К сожалению, добиться стратегического решения проблемы Израиль сам не может. Проблема в том, что ХАМАС получает поддержку из-за границы. Его поддерживает Иран, который в этом случае оказался выше разногласий между суннитами и шиитами, потому что ХАМАС ведет борьбу с сионистским врагом. Кроме того, ХАМАС получает поддержку от некоторых неправительственных организаций. Израиль не может прекратить эту поддержку самостоятельно. Есть борьба с контрабандой, перехват кораблей с оружием. Но тут очень важны усилия всего мирового сообщества, чтобы ХАМАС не мог получать деньги через банки, заказывать комплектующие для ракет через подставные фирмы. Для этого нужно, чтобы всем стало ясно, что такое ХАМАС.

          — Но ХАМАС является партнером партии ФАТХ в палестинском правительстве, а палестинское правительство – участник переговоров с Израилем.

          — Формально это так, но нельзя сказать, что между ХАМАС и легитимным руководством Палестинской автономии существуют особенно теплые и доверительные отношения. В 2006 году, когда ХАМАС пришел к власти в Палестинской автономии, то хамасовцы убивали активистов ФАТХ, партии, которую возглавляет палестинский премьер Махмуд Аббас. Наверное, нужно напомнить про различие ситуаций в Газе и на Западном берегу. Во-первых, в Газе нет никакого израильского присутствия: в 2005 году Израиль вывел оттуда поселения и войска. На Западном берегу есть и военные базы, и частично Израиль там отвечает за обеспечение безопасности. Но главное различие в том, что Западным берегом управляет легитимное руководство Палестинской национальной администрации, которое, при всех разногласиях между израильским руководством и правительством Махмуда Аббаса, не прерывает контактов. И всегда есть механизмы улаживания практических разногласий, несмотря на противоречия на уровне глобальной политики.
          Показательно, что в июне, когда были похищены израильские подростки, Аббас вполне ясно выразил свое отрицательное отношение к этому. Мы отрицательно относимся к усилиям Палестины по делегитимации Израиля на международной арене, но руководство автономии подписало договор о признании Израиля и придерживается этого. А Газа находится под управлением террористической организации. ХАМАС отказывается признавать право Израиля на существование и до сих пор говорит о всей территории Израиля как об оккупированной Палестине.

          — Но тем не менее трудно предположить, что власть ХАМАС в Газе скоро закончится и Газа перестанет быть источником конфликта. Что с этим делать? Готово ли израильское общество жить в таком состоянии бесконечно долго?

          — Мы надеемся, что это будет не бесконечно, но прогнозировать трудно. Есть позиция Израиля, которая была поддержана Квартетом международных посредников (ООН, Евросоюз, США и Россия), что есть три условия, при выполнении которых ХАМАС может стать легитимным участником переговоров: признание Израиля, признание всех договоров, подписанных Израилем и Палестинской автономией, и прекращение террористической деятельности. Так ХАМАС может стать легитимным политическим игроком. Пока эти условия не выполнены, они будут вести террористическую войну и, соответственно, периодически оказываться мишенью.
          Политическое решение всегда предпочтительнее военного, но Израилю затруднительно вести переговоры с организацией, которая провозглашает своей целью уничтожение государства Израиль. Это трудноразрешимая ситуация, и волшебных рецептов нет. Во время прошлых военных операций никто не обещал, что атаки из Газы не повторятся, но политическое и военное руководство Израиля считает обеспечение безопасности мирного населения своей основной задачей. Нужно делать все, что можно, чтобы затруднить ХАМАС продолжение враждебных действий и восстановление боевой мощи. Армия постоянно ищет решения этой проблемы.
          И нужно помнить, что это Ближний Восток. Тут все непросто. Вы знаете, лет шесть тому назад один европейский коллега спросил меня, когда произойдет полное урегулирование ситуации. Я ответил, что министерство финансов не выделяет нам средства на закупку костей, карт Таро и кофейной гущи, и поэтому я затрудняюсь дать правдоподобный прогноз.С
          Михаил Калужский

          snob.ru

          Наверх

           
          ЕК: Всплеск антисемитизма напоминает самые мрачные времена
          05.11.2023, Антисемитизм
          Президент Герцог призвал людей всего мира зажечь свечу в память об убитых и павших
          05.11.2023, Израиль
          Израиль объявил Северный Кавказ зоной максимальной угрозы и призвал граждан немедленно покинуть регион.
          01.11.2023, Мир и Израиль
          Генассамблея ООН призвала Израиль к прекращению огня в Газе - результаты голосования
          29.10.2023, Международные организации
          Опубликованы уточненные данные по иностранным гражданам, убитым или пропавшим без вести в результате атаки ХАМАСа
          18.10.2023, Израиль
          Исторический визит Байдена в Израиль
          18.10.2023, Мир и Израиль
          Посол Украины в Израиле и украинские дипломаты сдали кровь для бойцов ЦАХАЛа и раненых
          12.10.2023, Мир и Израиль
          Шестой день войны в Израиле
          12.10.2023, Израиль
          МИД Украины опубликовал данные о погибших и раненых гражданах в результате нападения террористов ХАМАСа в Израиле
          11.10.2023, Мир и Израиль
          Десятки иностранцев убиты или похищены боевиками ХАМАС
          09.10.2023, Израиль
          Все новости rss