Читальный зал
Washington Post»: Если евреи будут отрицать другие геноциды – отсохнет язык
20.04.2015 Ни один геноцид несравним по масштабам с Шоа, но если евреи будут говорить, что остальные преступления ничего не значат, они заболеют болезнью совести и не смогут говорить миру правду. Об этом написал раввин Джеффри Салкин, настоятель синагоги Бет Ам в городе Байонна, штат Нью Джерси. Новости Армении – NEWS.am приводит статью, опубликованную в «Washington Post»:
«В этом году истекает 100 лет Геноцида армян
Именно так – геноцида. Именно о нем заявил Папа Римский Франциск – к великому смятению турецкого правительства, отозвавшего посла из Ватикана. Более того, премьер-министр Турции Ахмед Давудоглу заявил, что называть массовое убийство армян геноцидом сравнимо с исламофобией. Это высказывание заслуживает награды как самое безответственное обвинение в исламофобии.
Зачем об этом говорить евреям? Потому, что когда мы смотрим на армян, мы словно видим себя в зеркале. На закате Османской империи армян считали чужеродным элементом в турецком обществе. То есть на них смотрели так же, как на евреев. Как и с евреями, иерархия османского общества не могла смириться с армянами-христианами. Как и евреи, армяне были лучше образованы, более зажиточны и урбанизированы. Как и еврейский вопрос, который потом начнут обсуждать в Германии, в Турции говорили об армянском вопросе.
Турецкая армия истребила полтора миллиона армян. Иногда они насильно обращали армянских детей и молодых женщин в ислам. Турки перелистали записи испанской инквизиции и возродили ее пытки. В Евфрат было сброшено так много тел армян, что эта могучая река изменила свое течение на сотни метров.
В США заголовки газет кричали о систематическом истреблении народа. Только в 1915 году «New York Times» опубликовала 145 статей о Геноциде армян. Американцы собрали $100 млн. (даже по нашим временам огромная сумма, а тогда просто невероятная, Новости Армении – NEWS.am) в помощь армянам. Активисты, политики, религиозные наставники, дипломаты, представители интеллигенции и обычные граждане призывали вмешаться. Но ничего не произошло.
Армяне называют свой геноцид «Мец Егерн». Ему суждено было стать моделью для всех других геноцидов и этнических чисток. Он стал моделью и для нацистов – не только в действиях геноцида, но и в потере памяти взиравших на него. «Кто сейчас говорит о Геноциде армян?», - иронизировал Гитлер. В 1915 году в небольшом селении Курд Белен турки приказали 800 армянским семьям покинуть дома. Священником там был Хорен Амбарцумян, 85 лет. Когда он вел свою паству через селение, соседи-турки, насмехаясь, спросили его: «Мир тебе, старик. Кого сегодня хоронишь?». Старый священник ответил: «Бога. Бог умер, и мы спешим на его похороны».
Во время Шоа евреи взывали к Господу: «О Господи, как ты мог сделать такое с нами, детьми Твоего завета?». После Геноцида армянские богословы взывали: «О Господи, как ты мог допустить такое с нами – ведь мы же были первым народом, принявшим христианство как государственную религию?». Некоторые армяне приводили историю Содома и Гоморры и спрашивали: «Неужели не нашлось даже 50 армян, которых можно было спасти?». После Шоа евреи восклицали: «Мы, должно быть, согрешили. Господь послал нацистов покарать нас». Армяне кричали: «Господь послал нам кару через турок».
Не дерзость ли говорить о таком в то время, как евреи отмечают День памяти Холокоста и 70-ую годовщину освобождения узников концлагерей? Некоторые евреи не хотят подпускать других к идее геноцида, говоря: «Что случилось в Турции, было не то, что Холокост!». Да, но говорить об этом неоправданно. Ни один геноцид не сравним по масштабам с Шоа. И геноциды были разными. Более того, сама природа Великой армянской катастрофы была другой. Евреев убивали везде в Европе, где они жили. В то же время, армяне за пределами Армении были в относительной безопасности. Антисемитизм – глубокая и Anti-Semitism is a deep, pervasive – моральная болезнь; в то же время, ничего похожего на «антиармянство» в коллективном мировом сознании нет.
Но если евреи не позволят миру сравнивать Холокост с другими геноцидами, тогда его важность для мира будет таять. И когда это произойдет, в плане морального здоровья у евреев отсохнет язык, они потеряют способность говорить миру правду».
news.am
Наверх
|
|