Наум Ильич Ахиезер. К 115-летию со дня рождения
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
Новости региона
Читальный зал
    Мировые новости Наша деятельность Комментарии и анализ
      Мониторинг ксенофобии Контакты
        Наиболее важные новости

          Читальный зал

          Наум Ильич Ахиезер. К 115-летию со дня рождения

          Наум Ильич Ахиезер. К 115-летию со дня рождения

          12.04.2016

          Родился Наум Ахиезер 6 марта 1901 года в местечке Чериков Могилевской губернии в семье земского врача. Был старшим из трех сыновей в семье Ильи Александровича и Натальи Григорьевны. Брат Давид трагически погиб, а младший Александр стал знаменитым физиком (но это все было позже).

          Отец Илья Александрович Ахиезер с золотой медалью окончил старую царскую гимназию и по процентной норме поступил в императорский университет на медицинский факультет. В 1898 г. с отличием закончил Харьковский университет, но не остался при университете. Он счел своим долгом работать земским врачом там, где его знали на многие километры от Черикова в Белоруссии, где родился и жил. Проработал там много лет, пользуясь большим уважением со стороны земляков. Участвовал в холерной эпидемии, когда люди не верили врачам. Наталья Григорьевна во всем помогала мужу. Она прекрасно знала немецкий язык, любила классику.

          Гимназии в Черикове не было, а классическая гимназия была в Мстиславле. Обучение в гимназии в царское время было на очень высоком уровне. Учителя в гимназии обязательно должны были иметь высшее образование. Не важно, было ли это в Мстиславской или Петербуржской гимназиях – ученики получали одинаковое образование. Огромное внимание уделялось преподаванию языков. Наум Ильич в совершенстве овладел немецким и французским языками, а также латынью. Прекрасно преподавали и математику. Позже он поступил в Петербуржский университет, но из-за голода и революции вынужден был вернуться в Чериков, недалеко от которого открылась первая в России школа-коммуна, где дети учились и занимались с/х трудом. В коммуне преподавал математику, физику и химию. Однажды за оборудованием для коммуны отправился в Москву, но по дороге попал в руки местных бандитов, которые его чуть не расстреляли. Спасла широкая известность и высокая репутация его отца даже среди бандитов. Но Науму хотелось не только преподавать, а и самому учиться дальше. Он поехал в Киев к академику Граве, сдал экзамены в Киевском университете примерно за 2 года, окончил аспирантуру, начал преподавать в этом же университете и в Киевском политехническом институте, и в Нежине, где находился лицей, в котором учился Гоголь, а позже там был пединститут. Потом Наума Ильича пригласили в Харьков, бывший тогда столицей Украины, и он многие годы преподавал математику в двух крупнейших харьковских вузах – политехническом институте (ХПИ) и университете (ХГУ). С 1941 по 1943 гг. Наум Ильич заведовал в ХПИ кафедрой теоретической и математической физики, организовал кафедру прикладной математики (заведовал ею уже после войны с 1947 по 1955 гг.).

          В эвакуации, в Алма-Ате, он преподавал в горно-металлургическом институте. Из Алма-Аты переехал в Мос­кву. Его лекции в МЭИ (один из престижнейших вузов СССР послевоенного времени) – были просто артистичны. Студенты слушали их, открыв рты. Наума Ильича долго уговаривали остаться в Москве. Но он был идеалистом. Во-первых, он считал, что его долг – вернуться в Харьков и продолжить дело своего учителя Сергея Натановича Бернштейна. Предсовмина Украины Чубарь еще задолго до войны построил в Харькове здание для математического института, первым директором которого был Сергей Натанович, а когда Бернштейн из Харькова уехал, директором назначили Наума Ильича. В это же время начинала развиваться атомная промышленность, развернулись работы по атомной бомбе, за которые вся ответственность лежала на И. В. Курчатове. По воспоминаниям А. И. Ахиезера, Курчатову нужно было создать мат. отдел при институте, который ведал бы всеми расчетами, связанными с бомбой – жребий пал на Наума Ильича. Он вызвал его и всячески уговаривал (а Наум Ильич уже снова был в Харькове) вернуться в Москву, получить прекрасную квартиру, получить лимитный паек и прочее. Игорь Васильевич прекрасно знал, что Наум Ильич не только знаток «общей», абстрактной математики, но и математики конкретной, деловой, расчетной. Но ничего из этого не вышло. Наум Ильич категорически отказался от его предложения – это была не его математика, и это был его нравственный выбор.

          Наум Ильич стал доктором наук в Харьковском университете, где заведовал кафедрой теории функции (впоследствии кафедрой математической физики), профессором которой работал до конца жизни (1980). Работая в этих вузах, Наум Ильич в значительной степени определил сам дух преподавания математики в них и создал там мощные математические коллективы, до сих пор испытывающие на себе его влияние. Помимо вузов Наум Ильич многие годы плодотворно работал в существовавшем тогда в Харькове институте математики.

          Н. И. Ахиезер опубликовал 150 научных работ, включая 10 монографий, 9 из которых переведены и изданы во многих странах мира Он был одним из крупнейших математиков СССР. В 1958 г. в Эдинбурге (Шотландия) проходил Всемирный конгресс математиков. Одним из пяти советских ученых, приглашенных выступить с заказными докладами, был Наум Ильич Ахиезер.

          Н. Ахиезер был удостоен одной из высших советских математических наград – премии имени П. Л. Чебышева АН СССР. Он, без сомнения и по праву, считается одним из создателей сильной украинской математической школы, На протяжении многих лет Н. И. Ахиезер, избранный еще в 1934 г. членом-корреспондентом АН УССР, был президентом Харьковского математического общества.

          Потом, уже в 60-х гг., он получил предложение баллотироваться в действительные члены АН СССР, но отказался, рекомендовав вместо себя талантливого математика с блестящей перспективой С. М. Никольского (который умер в Москве в 107 лет). И это тоже был нравственный выбор Наума Ильича.

          В жизни Н. Ахиезер был на редкость скромным, доб­рым и предельно доброжелательным. Он всегда был готов оказать помощь любому обратившемуся к нему человеку. Эти отличные человеческие качества в сочетании с широчайшей научной эрудицией и мощным научным потенциалом снискали ему глубокое уважение и любовь со стороны огромного числа людей, кто имел счастье быть с ним знакомым в разные времена.

          Наум Ильич обладал величественной внешностью – красивое, благородное лицо с бородкой клинышком. Когда речь заходила об увлекавших его математических проблемах, Наум Ильич заметно оживлялся, голубые глаза его светились. Был благожелателен к людям, особенно поддерживал талантливых и способных. Страстно любил математику и заботился о развитии харьковской математической школы, многие годы, будучи признанным ее главой. Общение с ним, его поощрительное отношение вдохновляли многих и к творческой работе и к преподаванию, к которому сам Наум Ильич относился как к творчеству и искусству. Академик В. А. Марченко так пишет о нем: «Математические труды Наума Ильича давно уже стали классикой. Заложенные в них идеи и методы успешно используются и в современных работах. Многочисленные, мастерски написанные монографии и учебники Наума Ильича стали настольными книгами для специалистов. Они переведены практически на все иностранные языки и пользуются большой популярностью».

          Разносторонними были и литературные интересы Наума Ахиезера. Его интересовали мемуары А. Ф. Кони, книги Рокуэлла Кента о Гренландии, нашумевший в те годы роман Ирвина Шоу «Молодые львы». И был счастлив, как и многие люди, что дожил до издания в 1966 г. романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

          Наум Ильич был женат дважды (его первая жена умерла, и других сведений о ней мне не удалось найти). Вторая жена, Галина Васильевна Карпова, профессор-геолог, работала в Харьковском университете. От каждого брака у Наума Ильича было по сыну. Старший сын, Александр Наумович (1928–2001), был радиоинженером, кандидатом наук; младший, Дмитрий Наумович, математик, профессор. В кабинете Наума Ильича стоял рояль. Неизвестно, играл ли сам Наум Ильич на нем, но младший сын Наума Ильича обучался музыке, к нему с уроками приходила сотрудница консерватории. Наум Ильич считал, что человеку следует давать разностороннее образование.

          Очень трепетно он относился к своим родителям. Фотография отца Ильи Александровича всегда висела дома в кабинете Наума Ильича. Первую свою крупную (69 стр.) математическую публикацию в 1928 г. Наум Ильич посвятил своим родителям. Его мать Наталия Григорьевна дожила почти до 90 лет и умерла в Харькове в 1964 г. Она жила вместе с семьей Александра Ильича. В последние годы потеряла зрение и была прикована к постели, но до последнего дня жизни сохранила трезвый ум и замечательную память. Братья Ахиезеры боготворили своих родителей, и смерть мамы была для них тяжелым горем.

          Н. И. Ахиезер создал знаменитую не только в Харькове, но и далеко за его пределами 27-ю специализированную физико-математическую школу (ныне это лицей) и заочную юношескую математическую школу при ХГУ. Эту линию теперь продолжает созданный в память о нем Фонд имени Н.И. Ахиезера, поддерживающий научные исследования молодых харьковских математиков. Фонд ежегодно проводит конкурсы научных работ и премирует победителей. Основателем и спонсором Фонда им. Н. И. Ахиезера является американский математик профессор Михаил Брин. Как это произошло?

          В 1960-е годы в МГУ учился талантливый молодой математик Михаил Брин. После окончания МГУ он написал диссертацию, но в те годы еврею защититься в Москве было проблематично, и с защитой не складывалось. Вместе с Брином учился Дмитрий Ахиезер, сын Наума Ильича. Дмитрий решил через отца помочь соученику. И вот Наум Ильич Ахиезер, используя свой авторитет и влияние, организовал для Брина защиту в Харькове. Оппонентом был другой известный харьковский математик Ю. И. Любич. Михаил Брин успешно защитился и продолжал работать в Москве. Через несколько лет он уехал в США, где сейчас работает в Университете Мэриленда. (Его сын Сергей Брин – американский предприниматель и учёный в области вычислительной техники, информационных технологий и экономики, миллиардер – разработчик и сооснователь поисковой системы Google. Проживает в городе Лос-Альтос Л.В.).

          Прошло много лет, и Михаил Израилевич Брин решил почтить память Наума Ильича Ахиезера, который так помог ему в свое время. На собственные средства он организовал в Харькове Фонд им. Н. И. Ахиезера для поддержки молодых математиков, живущих и работающих в Харькове. Фонд уже третий год выделяет стипендии молодым математикам Харькова. (Об этом рассказал один из членов Координационного совета Фонда).

          В поведении Наума Ильича, в его манере держаться и в образе жизни чувствовался некий аристократизм, он всегда держался с большим достоинством. Был культовой фигурой в математическом сообществе, вероятно, знал об этом, но относился к славе как-то отстраненно, как будто это не он сам, а кто-то другой. Валерий Тырнов, слушавший его лекции по математике в университете, с некоторым удивлением однажды наблюдал, как Наум Ильич загружает в свой портфель с серебряной монограммой брикеты гречневой каши по 9 копеек из киоска на углу Пушкинского въезда и ул. Пушкинской.

          Когда я каждый день прохожу мимо этого киоска (в котором давно уже не продают брикеты гречневой каши, да и сам киоск изменил свой внешний вид) или по ул. Фрунзе (переименована в ул. Багалея), где жил Наум Ильич, или по ул. Чайковского, где жил его брат Александр Ильич, то с горечью думаю, что среди 173 переименованных улиц не нашлось ни одной, чтобы увековечить память выдающихся братьев Ахиезеров, принесших известность своему городу и за его пределами.

          Это не поздно еще исправить.

          В этом году 6 марта исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося математика Наума Ильича Ахиезера, а 31 октября исполнится 105 лет со дня рождения (его не менее известного брата) физика-теоретика Александра Ильича Ахиезера. Оба они прославили Харьков своим трудом и своими талантами, и было бы справедливо и своевременно назвать одну из улиц именем братьев Ахиезеров (ведь часто наши переименования совершенно не имеют топонимической привязки к исторически значимым личностям). Всей своей жизнью и своими трудами они заслуживают, как никто другой, чтобы о них помнили харьковчане.

          Лариса Воловик

          В статье использованы воспоминания А. И. Ахиезера, его дочери Зои Спольник, Ф. С. Рофе-Бекетова, Ю. В. Ганделя, Я. С. Шифрина, В. Тырнова.

          Газета «Дайджест-Е», №3 (201), 2016

          ЕК: Всплеск антисемитизма напоминает самые мрачные времена
          05.11.2023, Антисемитизм
          Президент Герцог призвал людей всего мира зажечь свечу в память об убитых и павших
          05.11.2023, Израиль
          Израиль объявил Северный Кавказ зоной максимальной угрозы и призвал граждан немедленно покинуть регион.
          01.11.2023, Мир и Израиль
          Генассамблея ООН призвала Израиль к прекращению огня в Газе - результаты голосования
          29.10.2023, Международные организации
          Опубликованы уточненные данные по иностранным гражданам, убитым или пропавшим без вести в результате атаки ХАМАСа
          18.10.2023, Израиль
          Исторический визит Байдена в Израиль
          18.10.2023, Мир и Израиль
          Посол Украины в Израиле и украинские дипломаты сдали кровь для бойцов ЦАХАЛа и раненых
          12.10.2023, Мир и Израиль
          Шестой день войны в Израиле
          12.10.2023, Израиль
          МИД Украины опубликовал данные о погибших и раненых гражданах в результате нападения террористов ХАМАСа в Израиле
          11.10.2023, Мир и Израиль
          Десятки иностранцев убиты или похищены боевиками ХАМАС
          09.10.2023, Израиль
          Все новости rss